Уважаемые Редакция «ЛГ» и Гости Гостевой книги! Пользуясь публичностью, которую предоставляет «Гостевая книга «ЛГ», выношу на Ваш суд статью, которую проигнорировали печатные СМИ. Я не знаю, почему. Могу только догадываться. В этой статье я хотел: 1. привлечь внимание к действительно настоящей, приоритетной, как мне кажется, для общества и государства «социальной модернизации», 2. «сподвигнуть» власть, насколько это возможно, пойти по пути «плюралистического сближения» (конвергенции) капитализма и социализма, сохраняя всё позитивное от одного и другого строя, 3. призвать сограждан на выборах 2011/2012 годов проголосовать за «оппозицию левых сил», 4. убедить сторонников «нового социализма» в небезнадёжности достижения этой цели. Как это у меня получилось — судите сами. Как Вы думаете, почему ни одна из газет и журналов не захотели печатать эту статью: В ЗАЩИТУ РОССИЙСКОГО «ПРОСВЕЩЁННОГО» СОЦИАЛИЗМА Недавно был опубликован «Манифест просвещённого консерватизма» Н.Михалкова («ЛГ» №44 от 3-9.11.2010г.), что позволило каждому, кто думает о путях развития нашего общества и государства, сверить изложенные предложения с собственными мыслями и взглядами. Сопоставить реалии сегодняшнего дня с тем, что декларируется в программном документе консерваторов и их сторонников. Термин «просвещённый», применительно к государственному устройству, раньше уже звучал в телепрограмме В.Третьякова «Что делать?», где речь шла о «просвещённом авторитаризме». Этот ёмкий эпитет «обновляет» старое понятие консерватизма, прибавляя ему привлекательности. Но не меняет его сущности. «Новый» консерватизм идёт дальше своих предшественников, пытаясь запретить вообще «любые» революции не только «в прямой форме», но и «в скрытом виде»: «пришло время сказать: революции закончены — забудьте!». А что означает: революция «в скрытом виде»? Есть революция или её нет? В то же время консерваторы не отрицают, что «в будущем в России должны остаться три политические партии, могущие реально бороться за власть: консервативная, либеральная и социалистическая». Что касается социалистической идеологии, то именно «советскому социализму» не хватило «просвещённости» для того, чтобы не зацикливаться на «марксистских и советских догматах»: о «государственной собственности на средства производства», «диктатуре пролетариата», «сугубо плановой экономике», «однопартийности руководства», «воинствующем атеизме» и других. У партийной и государственной власти тогда не хватило «просвещённости» осознать и сохранить «всё ценное», что было при «советском социализме», обогатив его новыми знаниями, принципами и технологиями. Не был услышан и поддержан голос А.Сахарова на 1-ом Съезде народных депутатов СССР в 1989 году, где он заявил о необходимости разумного соединения, «встречного плюралистического сближения (конвергенции) социалистической и капиталистической систем как единственном кардинальном решении глобальных и внутренних проблем». Вот и теперь эти проблемы продолжают нас беспокоить, ожидая своего разрешения. «Российский просвещённый социализм» может явиться такой «конвергенцией» всего лучшего, ценного, полезного, позитивного, что могут дать капиталистический способ производства, социально ориентированное распределение совокупных богатств и доходов социума, «социальный рынок», теория менеджмента и социалистическая идеология. Идею конвергенции в своё время не восприняли «коммунисты» и «агрессивно-послушное большинство» Съезда, а теперь её не хотят воспринимать находящиеся у власти «капиталисты» и их партия. Не были услышаны властью также призывы А.Сахарова к терпимости и плюрализму. Настало время, чтобы эти плодотворные идеи нашли бы своё воплощение в реальной жизни. Пусть путь воплощения этих идей будет, скорее всего, нелёгким и долгим, но важно выбрать именно этот путь и идти по нему, не сворачивая, имея перед собой «путеводную звезду» создания лучшей, более счастливой и справедливой жизни для всех. В КАКОЙ СТРОЙ МЫ «ВСТУПИЛИ» Как только ни называют наш российский капитализм. Это — даже не капитализм, а просто дикий рынок. Или это — капитализм дикий, грабительский, криминальный, хищнический, олигархический, номенклатурно-бюрократический, криминально-коррупционный, циничный, паразитический и прочее... И все эти характеристики капитализма правильны. Но, пожалуй, наиболее полным и бесспорным определением нашего капитализма может оказаться такое определение, которое характеризует капитализм по отношению к подавляющему большинству населения, это — РОССИЙСКИЙ КАПИТАЛИЗМ С ОЧЕНЬ СЛАБОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИЕЙ. В 1991 году народ в России поддержал «ельцинский» антикоммунистический переворот, способствуя замене тоталитарного строя с партийно-бюрократическим руководством на, тогда казалось, более совершенное демократическое устройство общества. Народ поддержал, потому что надеялся на улучшение своих социальных условий и качества жизни, на большую защищённость своих прав и свобод. Но к власти пришли «бывшие коммунисты», которые сразу же, позабыв все «коммунистические заповеди», в очередной раз обманули «чаяния и надежды народа». Через ваучеризацию и беззаконную приватизацию они допустили разграбление страны, передав за бесценок основные общенародные сырьевые богатства в руки случайных людей, не болеющих за судьбы страны и жаждущих дорваться до лёгких прибылей и сверхприбылей. Существующий строй является ущербным по своей социальной направленности. По Конституции РФ и на словах представителей «властной вертикали» и «партии власти» декларируются социальная защита, социальное обеспечение и социальная поддержка нуждающихся, а на деле идёт самое настоящее наступление на социальные завоевания, достигнутые народом ещё при советской власти. И дело не только в том, что государственный бюджет страны слишком мал, а в том, что он плохо наполнен и плохо распределён. Госбюджет теряет львиную долю своей доходной части вследствие того, что доходы крупного капитала уходят «мимо казны» и большей частью утекают за границу. Доходы от налогов, в основном, держатся на массовом «оскоплении» наёмных работников, а также предприятий малого и среднего бизнеса. Нынешняя «преимущественно либеральная» власть поддерживает и всеми мерами усугубляет «вопиющее социальное неравенство», отказываясь от принятия прогрессивных налогов и сокращая расходы на социальные нужды. Проводит политику на разрушение отечественной реальной экономики, уповая на всё «замещающий» импорт, сырьевую ренту, инновационные проекты и выборочную модернизацию. Не помогает развитию малого и среднего бизнеса. Сокращает сферу государственных бесплатных услуг. Самоустраняется от решения насущных социальных вопросов. Сокращает финансирование бюджетных учреждений. В новом федеральном бюджете на 2011 год, как отмечает В.Никитин («Правда» №133 от 3-6.12.2010г.) «заложено очередное наступление на права трудящихся, ветеранов труда и молодёжи. Явно недостаточными являются темпы прироста денежных доходов населения...В тоже время значительно увеличиваются тарифы на коммунальные услуги». Кто и когда остановит эту антинародную деятельность самодовольных-экономистов, кто изменит эту абсурдную социальную политику? АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ ВЫХОД Слабая социальная ориентированность российского капитализма выражается, коротко говоря, в антинародном присвоении доходов от природных богатств страны, в ущербном наполнении и распределении госбюджета, в пренебрежении к насущным социальным запросам общества. В силу этого уже сейчас назрела необходимость в смене социальной политики властей, в осуществлении СОЦИАЛЬНОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВА И ОБЩЕСТВА, вследствие которой нынешний капитализм трансформировался бы из «слабо социально ориентированного» в «социально ориентированный капитализм». На Западе такой капитализм называют «социализмом». С точки зрения исторического материализма К.Маркса и В.Ленина, такой социализм является «вульгарным», в смысле упрощённым. Однако, согласно «идеологии социального реформизма», как отмечает С.Миронов («ЛГ» №19 от 12-18.05.2010г.), «социалистической идее уже пять сотен лет. Она порождена самой культурой и выражает надежду людей на достойную, безопасную и разумную жизнь. Социалистическая идея может погибнуть только вместе с культурой. Но социализм — это не только мечта, но и социально-экономическая практика. Миллионы людей голосуют за социалистов». Теории теориями, а на практике современный социализм во многих странах и в различных национально-культурных формах доказал свою жизнеспособность и действенность. Он демонстрирует реализацию такого высокого уровня жизни человека и общества, которого не мог достичь в своё время «советский социализм». Не так важно, какое название утвердится у нашего социально-экономического и общественно-политического строя: «РОССИЙСКИЙ СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫЙ КАПИТАЛИЗМ» или «РОССИЙСКИЙ СОЦИАЛИЗМ». Главное состоит в том, чтобы этот строй сумел обеспечить поступательное развитие гражданского общества в целом и «удовлетворение жизненно необходимых потребностей каждого человека в отдельности». Основным принципом социальной модернизации должен явиться уже известный «принцип социальной справедливости при верховенстве закона». Он должен пронизывать все социальные решения законодательной, исполнительной и судебной властей. В то же время социальная несправедливость и беззаконие со стороны власти, в свою очередь, порождают коррупцию и разлагают всё общество. Что социально справедливо и несправедливо, большинство людей определяет абсолютно точно и интуитивно, по правде жизни, без всяких высоких научных материй. Очень прискорбно, что взгляд народа на социальную справедливость и несправедливость очень часто не совпадает со взглядами власть имущих. Это означает, что либо народ «не понимает своей пользы», либо народом избрана такая власть, которой нельзя доверять свою судьбу, и требуется эту власть заменить на другую. Причём, чем быстрее, тем лучше. Для того, чтобы воплотить в жизнь идеи социальной справедливости и социально ориентированного государства, необходимо, чтобы ВЛАСТЬ БЫЛА СИЛЬНОЙ, «ПРОСВЕЩЁННОЙ И ДОСТАТОЧНО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ». Не столь важно, если это будет, например, авторитаризм или «тандем», важно, чтобы он был просвещённым, интеллектуальным, а значит понимающим насущные потребности и проблемы общества и решавшим их на высоком современном, цивилизационном и профессиональном уровне. Государственное устройство по форме может быть, как и сейчас, Президентской парламентской республикой, но по содержанию оно должно быть, в первую очередь, правовым и социальным, а возможно даже социалистическим, создающим все необходимые условия для развития свободной личности, развития науки и культуры, проявляющим заботу о социальных условиях жизни каждого человека, его здоровьи, воспитании, образовании, труде и личной безопасности. Это должно быть сильное государство, в котором не власть прислуживает крупному капиталу, а наоборот, олигархия, финансисты и бюрократия, подчиняясь закону, слушают власть, реализующую самую важную государственную программу — программу социального, культурного и нравственного развития общества. Бытует мнение, что сначала надо развить и модернизировать экономику, а тогда «социалка», как её уменьшительно и пренебрежительно называют во власти, решится сама собой. В том-то и дело, что социальные проблемы сами собой не решатся. Чем бы государство ни занималось, оно везде «натыкается» на социальный барьер, который не обойдёшь и не объедешь. За этим стоит не просто «социалка», которая «мешает». За этим — социальное обновление, необходимое для развития страны и инновационных модернизаций. Социальная модернизация должна явиться одной из приоритетных задач государства и общества, как одна из целей и, в то же время, как результат всех предпринятых модернизаций. И осуществляться она должна не после, а одновременно и параллельно со всеми модернизационными процессами, даже лучше, если опережая их, для обеспечения более надёжного и обязательного успеха комплексной модернизации страны. Какой положительный эффект можно ожидать от социальной модернизации? Для чего нужно улучшение условий жизни и труда каждого человека и гражданина? Вопрос не так наивен, как может показаться. Прежде всего, социальная модернизация нужна для гуманизации общества, для «очеловечивания» человека, чтобы человек человеку был не «волк», а по Шукшину, «даже друг, товарищ и брат». //Требуется вернуть доверие народа к власти. //Вследствие модернизации у людей появятся стимулы для работы и творчества. //Повысится личная безопасность человека. //Снизится преступность. //Ослабнет или исчезнет экономическая основа возникновения и проявления экстремизма, национализма, радикализма, терроризма и социальной ненависти. //Укрепится семья. //Уменьшится алкоголизм, наркомания. //Улучшится здоровье нового поколения и всей нации. //Повысится уровень образования и образованности в обществе. //Создадутся условия для нормальной достойной жизни. //Вместо «борьбы за существование» будет цивилизованная жизнь с высокопроизводительным трудом свободных людей. //Вернётся уверенность в завтрашнем дне. //Будет больше возможностей для «культурного роста», «свободного развития человека», как записано в Конституции РФ. //Повысится престиж науки и культуры. //Повысится защищённость прав и свобод человека и гражданина. //Создадутся условия для развития гражданского общества и обеспечения высокого качества жизни каждому члену общества. В «Манифесте просвещённого консерватизма» Н.Михалкова предлагается создать «новое гарантийное государство», возглавляемое Президентом, в котором «государственный аппарат, гражданское общество и граждане действуют солидарно с целью достижения единых общенациональных целей». Хорошо, если цели государства и граждан совпадают, а если они не совпадают? Это часто случается, например, в области социальной жизни. На взгляд сторонников «социалистической идеи» многое в государстве определяется степенью его социальности. Нынешнее государство по Конституции провозглашено социальным, но оно не только слабо социально, занимая 65 место, после Албании, среди стран мира по «индексу человеческого развития-2010», который является одним из основных показателей качества жизни, но и проводит политику фактически на ухудшение социального положения трудящихся и большинства граждан. «Просвещённые консерваторы» не намерены «ломать эту традицию», поскольку в «Манифесте» сначала указывается на необходимость «гарантировать социальную справедливость и социальную защиту граждан», но в дальнейшем оказывается, что консерваторы лишь «не отрицают социальную справедливость». Для них это не так существенно. Они вообще не собираются проводить социальную модернизацию в интересах большинства, радикально сокращать социальное неравенство и исправлять социальную политику. «Гарантийное государство» не является альтернативой существующему строю, а вписывается в него органически, не привнося никаких изменений. Оно старается обеспечить гарантии стабильности и незыблемости для крупного капитала, бюрократии и всем, стоящим у власти и обласканных ею, всему благополучному «консервативному и либеральному» меньшинству, которому дела нет до «остального большинства» и которое они «презирают за бедность». Они говорят, что «бедным надо помогать», не догадываясь, что «бедных» вообще не должно быть. Это меньшинство мечтает, чтобы все люди добровольно, поддавшись на их уговоры, обещания и заклинания, отказались бы от своих демократических прав и свобод, забыли бы на время о своих бедах и социальных нуждах и «солидарно» с ними проголосовали бы за тех, кого они назначат. Так же покорно и согласно, как это было во времена провозглашения очередных царских наследников. Теория «просвещённого консерватизма» начинается с основополагающего понятия «личности как органического единства Я, ТЫ и МЫ». Это «органическое единство», очевидно, означает, что мы все, как один ОН (например, Монарх или Царь) должны придерживаться одной единственной ПРАВДЫ, которую ОН несёт, как Божий дар, и все мы «солидарно» с НИМ создаём на земле «симфонию..., союз..., гармонию...» из личности, государства, общества, наций, прав и свобод, земли и капитала... При этом оказывается, что сам ОН, как просвещённый консерватор, «следует прагматической логике жизненных обстоятельств и здравого смысла» и «эффективно действует в современном мире, не нарушая его». Вот в чём, оказывается, его Божий дар. Если ОН эффективно действует, то в чьих, спрашивается, интересах, и в чём заключается ЕГО «прагматическая логика»? Может быть в том, чтобы обзавестись собственным современным поместьем, ничего вокруг не нарушая? Теория просвещённого консерватизма не даёт ответа на эти вопросы. Выходит, что с чего эта теория начиналась, тем она и закончилась. Главное в ней заключается в том, чтобы ничего «не разрушить» в существующем строе, чтобы граждане действовали «солидарно» с госаппаратом и чтобы не было никаких революций. Основная их забота — о признании лигитимной той частной собственности, которую власти «передали им за бесценок». КЛЮЧЕВЫЕ ВОПРОСЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБНОВЛЕНИЯ Основные вопросы социальной модернизации, объявленной, кстати, самой верховной властью, не столько оригинальны, сколько продиктованы самой жизнью и отвечают актуальным насущным запросам общества. Для осуществления модернизации требуется: 1. Коренным образом изменить отношение властей и работодателей к социальным запросам граждан. Власть должна скорректировать или пересмотреть свою социальную политику, проводив её в интересах большинства людей. Именно такую власть и хочет видеть «над собой» избирающий и доверяющий ей народ. 2. С целью политической стабильности в обществе государство должно признать и, по возможности, исправить ошибки ельцинской приватизации 90-х годов, касающейся крупных предприятий, в особенности, предприятий минерально-сырьевого комплекса. Найти способы скомпенсировать народу ущерб, причинённый ему этой приватизацией. 3. Частично, а в ряде случаев полностью, национализировать минерально-сырьевые источники и геологоразведочный комплекс страны, которые по праву принадлежат всему обществу. 4. Ввести «прогрессивный» подоходный налог, «прогрессивные» взносы (те же налоги) во внебюджетные социальные фонды. Ввести налог «на роскошь» («Известия» №83 от 12.05.2010г.). Такое налогооблажение было бы социально справедливым, поскольку доходы «богатых» основаны, так или иначе, на эксплуатации чужого труда и присвоении «бесценных» природных ресурсов, принадлежащих всему народонаселению. И неправда, что «прогрессивный» подоходный налог не принесёт существенной добавки в бюджет. Федеральной налоговой службе и «богатым» неудобна «горбатая шкала», как пояснил глава ФНС: «по удобству действующая система налогов себя оправдывает». В унисон с ним за «плоскую шкалу» на налоговом форуме высказались министр финансов А.Кудрин и помощник Президента А.Дворкович. На самом деле, как показывают расчёты, увеличение подоходного налога только с «долларовых миллионеров» и «золотой сотни» миллиардеров, из журнала Форбс, до 50-60% позволило бы увеличить доходы в бюджет от этого налога в 1,5-1,7 раза, что составило бы свыше 4-х трлн.рублей, при этом «богатые» даже не почувствовали бы никаких «ущемлений» своего благосостояния. Эта сумма почти в 10 раз превышает ту, которую правительство пообещало выделить на капремонт и оборудование медицинских учреждений по всей России в течение 2-х лет (460 млрд.рублей) («Известия» №109 от 18.06.2010г.), из тех налогов, которые оно намерено дополнительно собрать с малого бизнеса. Принципа прогрессивного налогооблажения придерживается большинство развитых стран. В таблице приведены данные о величине действующих налогов с богатых для разных стран («Советская Россия» от 10.06.2010г.) и о числе долларовых миллионеров в этих странах («Известия» №106 от 15.06.2010г.). Страна Налог с богатых, % Число долларовых миллионеров, тыс.человек Швеция 57 - Япония 50 1230 Великобритания - 485 Германия 45 430 Китай 45 670 Италия 43 300 Португалия 42 - Франция 40 280 Швейцария - 285 США 35 4715 Индия 30 - Россия 13 84 Из таблицы видно, что, например, в США, по сравнению с Россией, в 50 раз больше долларовых миллионеров и почти в 3 раза выше налог с богатых. Поэтому можно считать, что в США поступлений в казну от богатых, по крайней мере, в 150 раз больше, чем в России. В этом — одна из причин высокого социального уровня, достигнутого США. «Зато Европа берёт не количеством миллионеров, как отмечает А.Пономарёва («Известия» №106 от 15.06.2010г.), а общим качеством жизни: там сосредоточена треть мирового состояния, что делает этот регион самым богатым в мире» 5. Наполнить госбюджет за счёт расширения экспорта продукции, товаров, услуг и идей, развития промышленного и сельскохозяйственного производства реальной экономики, инновационных технологий и всего того, что должно быть предусмотрено экономической и другими модернизационными программами. 6. Сократить расходы на «унижающий страну» импорт и на сомнительные проекты, опустошающие казну и идущие на «распил» государственных средств. 7. Покончить с порочной практикой снижения расходов на социальные нужды, науку и культуру. Тем более, что эти вложения не в «богодельню», а в «социальный капитал» («ЛГ» №19 от 12-18.05.2010). Существенно увеличить финансирование этих сфер человеческой жизни, определяющих её существование, смысл и её будущее. 8. Ввести значительные штрафы и конфискацию имущества за экономические преступления, рейдерство, коррупцию чиновничества и др. 9. Согласно Конституции РФ, обеспечить строгое соблюдение прав и свобод человека и гражданина, верховенство закона для всех, независимость судов, свободное волеизъявление через СМИ и честные выборы, заявительное проведение митингов, собраний и демонстраций, развитие других демократических правовых институтов гражданского общества. В решении этих и многих других вопросов модернизации — залог успешного социально-экономического и политического развития страны. ПЕРЕД ВЫБОРОМ Власть, хочет она этого или не хочет, стоит перед выбором: либо «под давлением общественного мнения» пойти на уступки требованиям трудящихся и проводить комплексную модернизацию в стране для «лучшей жизни и блага» большинства людей. Либо продолжить, как и сейчас, всецело защищать интересы крупного капитала и только вынужденно, тратиться на социальные нужды. От того, какой выбор сделает власть, будет зависеть и выбор, так называемых «народных масс», которые, тем не менее, по-прежнему остаются «движущей силой истории». Первый вариант выбора власти предполагает мирный и многообещающий путь развития государства и общества, без катаклизмов и кровопролитий. В этом случае народ будет приветствовать власть и поддерживать её начинания, будет той «позитивной, созидательной энергией», которую В.Сурков собирается «извлекать» из кого-то («Известия» №14 от 14-20.04.2010г.). Но второй выбор власти чреват непредсказуемыми последствиями. В этом случае власть будет враждебна обществу, она окончательно потеряет доверие большинства и рано или поздно будет изгнана. Будет жёсткое противостояние двух антогонистических лагерей, классов «богатых» и «бедных», которое, согласно «учения К.Маркса и В.Ленина» должно разрешиться «социальной революцией», которая, однако, может быть и парламентской, бескровной. Мы самая богатая страна по природным ресурсам. Мы богаты людскими талантами. Но какая бы ни была страна прекрасной, если в ней процветают только бандиты, «олигархи», проститутки, коррумпированные бюрократы и чиновники, пошлые медиарастлители молодёжи, акулы шоу-бизнеса и безнадёжная попса, то не будешь умиляться и гордиться своей страной, а захочешь её изменить. Растущее недовольство людей политикой власти уже приводит к укреплению и объединению оппозиционных политических сил и общественных движений. Повсеместное движение российских оппозиционных сил фактически уже существует и оно должно стать ещё более всёохватным, объединяющим всех, кто выступает против антинародного режима нынешней власти. Консолидировать это движение могут партия «Справедливая Россия» («ЛГ» №19, от 12-18.05.2010г.) и самая крупная оппозиционная партия КПРФ. Необходимо усвоить, что только коалиция, объединённая общей консолидирующей идеей «конвергенции» двух систем во всех областях экономики, политики, социологии, может противостоять партии власти и её сателлитам. Многим «мелким» партиям и объединениям стоило бы хорошенько подумать и несколько «умерить», «затушить» собственные амбиции ради общего дела освобождения страны от «такой же малоспособной, как при царе и на закате СССР, только ещё более алчной, вороватой, беспринципной и безответственной власти» («ЛГ» №29 от 21-27.07.2010г.). Выборные кампании 2011/2012 годов должны определить решающие шаги по оздоровлению и социальному обновлению нашего государства и общества. «Бронзовеющая» партия «Единая Россия» «протащила» через парламент закон о существенном снижении допустимого порога явки на выборах. Поэтому победить «Единую Россию» можно только «массовым» участием в честных выборах и большинством голосов, отданных за ведущие оппозиционные партии. Народ на предстоящих выборах должен проголосовать так, чтобы оппозиционные партии имели перевес над партией «Единая Россия», а в парламенте было покончено с монополией одной партии, не допускающей принятия социально ориентированных законов. Президентские выборы 2012 года также будут зависеть от выбора пути, по которому намечает вести страну верховная власть. Хотелось бы закончить призывом: «Все — на выборы!». Будем надеяться, что — честные и непредсказуемые, как футбол. Именно за это мы его любим. И это явилось бы самым ярким проявлением демократизма и свободы в стране. 13.12.2010 Матвеев |